Версаль


Версаль — это величайший памятник архитектуры XVII в., оказавший огромное влияние на градостроительную мысль последующих столетий. В художественном отношении Версаль вообще стал как бы «идеальным городом», о котором мечтали и писали авторы эпохи Возрождения и который волей Людовика XIV и искусством его архитекторов и садовников оказался воплощен наяву, причем в непосредственной близости от французской столицы.


Первые упоминания о скромной деревушке Иль-де-Франса Версаль, приютившейся у склона холма, встречаются в хрониках XI века.  Со временем она превратилась в поселок, лежащий у подножия маленького феодального замка, с церковью и двумя ветряными мельницами. В 1624 г. король Людовик XIII, который любил охотиться в Версале, прибрел здесь землю, болотистую, окруженную полями. И вскоре рядом со старинной деревушкой по его распоряжению был выстроен небольшой охотничий замок. Он был настолько мал, что в нем даже не были предусмотрены комнаты ни для королевы-матери, ни для королевы-жены. Тем не менее по случаю завершения работ Людовик пригласил обеих на ужин. Сохранились сведения о том, что король сам принес королевам первое блюдо и, примостившись у ног дам, наЛюдовик IX – Король-Солнце. Портрет 1701гг.блюдал за их трапезой, а после еды предоставил им удовольствие поохотиться. На следующий год Людовик приказал высадить вокруг замка саженцы деревьев разных пород: так был заложен будущий версальский парк.
В общем-то, Людовик XIII получил то, о чем мечтал: в Версале он укрывался от назойливых придворных, здесь же иногда проводил государственные советы. Он и скончался здесь 14 мая 1643 года.
Его сын Людовик XIV начал самостоятельно управлять страной в марте 1661 года. Осознав себя правителем, новоиспеченный монарх тотчас стал мечтать о собственной резиденции. Неожиданно для всех он предпочел Версаль с небольшим охотничьим домиком отца и решительно отверг резиденцию предков - парижский Лувр. Не переносивший узких улиц Парижа, Людовик XIV был увлечен замыслом «создания природы» и нового образа жизни, не ограниченного рамками городского быта.
Уже в первые два года строительства Людовик потратил несметные суммы. Прежде всего он купил прилегающую к замку землю, назвав этот обширный участок Рощей дофина в память о рождении сына. Мраморный Двор: мозаика из натурального разноцветного мрамора.Затем Людовик пригласил трех известных зодчих, поставив каждого во главе определенной сферы художественной деятельности: Луи Лево — «первый архитектор короля», Шарль Лебрен — «первый живописец короля», Андре Ленотр — «первый королевский садовник».
Сердце Версаля — Большой дворец, с его парковым фасадом длиной 640 м, — представляет собой U-образный центральный блок, ориентированный на парк. Луи Лево, приняв во внимание пожелание короля оставить в неприкосновенности отцовский замок со стороны парадного двора, развил первоначальную композицию дворца пристройкой крыльев, обрамляющих так называемый Мраморный двор, действительно вымощенный плитами мрамора. Расположенный под дворцовыми стенами, он является композиционным центром ансамбля. С трех сторон ограниченный архитектурой, Мраморный двор воспринимается как уютный интерьер. Впечатление интерьера усиливает сам фасад — нарядный, пестрый благодаря вкраплениям в кирпич светлого камня и укТа самая королевская кровать с балюстрадой.репленным на стене изящным консолям со скульптурными бюстами.
На мраморный двор выходили главные покои короля. Они служила средоточием жизни всего дворца. Здесь в присутствии придворных и знатных особ происходила церемония утреннего подъема и вечернего отхода короля ко сну. Для того чтобы попасть в Спальню короля, надо было пройти через ряд богато украшенных парадных залов. Послы поднимались по широким ступеням мраморной лестнице и должны были обойти весь дворец, прежде чем достигали апартаментов короля или королевы.
Перед балконом Людовика разыгрывались театральные представления. На этой «сцене» труппа Мольера впервые играла «Мизантропа». Над высокими окнами королевских покоев были установлены часы, которые остановили в момент смерти короля. До середины XVII века они показывали час смерти Людовика.
Наиболее знаменитым залом Версальского дворца была Зеркальная галерея. Это не просто зал, это крытый огромным коробовым сводом высотой 12,5 м проспект, длина которого 73 м, а ширина — 10,5 метра. Здесь отмечались дни рождения короля, свершались бракосочетания, устраивались балы, проходили приемы иностранных послов. Здесь поистине захватывает дух: галерея ошеломляет размерами и пропорциями, роскошью убранства, колоритом, а в погожие солнечные дни — каким-то невероятным избытком света и воздуха. Ее оформление и было рассчитано именно на то, чтобы ошеломить вошедшего великолепием и роскошью.
С Зеркальной галереей сообщается передняя, или салон «Бычий глаз» — обширный и довольно темный зал, получивший название из-за овальной формы окна, обращенного во внутренний двор. В этом салоне обычно теснились принцы крови и избранные придворные в ожидании начала ритуальных церемоний «вставания» и «засыпания» короля. Главным предметом обстановки в Спальне короля, двери которой охраняла швейцарская гвардия, была кровать, установленная так, чтобы в ее центре сходились оси трех городских проспектов — магистралей, связывающих Париж с Версалем, как бы стягивающих сюда всю страну. Огромная, под балдахином, кровать одной стороной примыкала к стене Зеркальной галереи. Низкая серебряная балюстрада отделяла королевское ложе от толпы счастливых избранников, допущенных к его величеству.Парки Версаля раскинулись на площади в 101 гектар. Благодаря открытой планировке он прекрасно обозрим, так как вся территория идеально ровная — ни холмика, ни бугорка на нем найти невозможно.
В дворцовом парке Версаля множество смотровых площадок, аллей и променадов, есть даже свой Большой канал, а вернее, целая система каналов, которую назвали «маленькой Венецией». Во времена Людовика XIV на нем можно было видеть гондолы и маскарадные галеры.
Перед фасадом дворца, перед окнами знаменитой Зеркальной галереи, на совершенно открытом пространстве симметрично раскинулись два сильно вытянутых бассейна, заключенных в гранитные рамы. За этими бассейнами начинался спуск по Большой лестнице. У ее подножия расстилается пространство, на котором среди гигантских зеленых партеров, украшенных четырьмя «античными» вазами, находится круглый бассейн с «Фонтаном Латоны» (в честь нимфы Латионы, возлюбленной Зевса, которая вынуждена была бежать, спасаясь от преследований ревнивой Геры). Этот фонтан представляет собой большая скульптурная группа из свинца местами позолоченного.
От фонтана Латоны начинается Королевская аллея, проложенная еще при Людовике XIII, которую называют такКаменная мозаика, а также великолепный розовый мрамор Большого Трианонаже Зеленым ковром. Протяженностью 335 м, она представляет собой огромный зеленый газон короткой травы, но не стриженой, а скошеной. По старой традиции его косят до сих пор. По сторонам газон обрамляют аллеи для прогулок. Они окаймлены вековыми деревьями и украшены мраморными скульптурами и декоративными вазами. Обе аллеи выводят к одному из версальских чудес — фонтану «Колесница Аполлона», знаменитому бассейну с фигурой Аполлона, выезжающего на колеснице навстречу своей матери. Под большим напором центральная струя с силой выбрасывается вверх на высоту 25 метров, а пятнадцатиметровые боковые струи, устремляясь ввысь, вырисовывают цветок лилии — эмблему французских королей.
Малый Трианонют 1 400 фонтанов. Раньше, когда не знали электричества, для подачи воды была построена гигантская насосная машина на Сене, которую приводили в действие только во время прогулок короля.
Во времена Людовика XIV весь парк был огромной сценой под открытым небом, где постоянно происходили красочные зрелища, в аллеях устраивались маскарадные шествия, разыгрывались балетные дивертисменты. Иллюминировались многочисленные фонтаны, фейерверки вспыхивали в самых неожиданных уголках парка. Фонтанные струи — вертикальные, дугообразные, наклонные, льнущие к плоМаркиза де Помпадур – первая хозяйка Трианонаскости — стремительно взмывали ввысь или лениво стекали, вырисовывая собой неправдоподобные узоры, волшебные беседки или дворцы.
Не меньший интерес представляют и другие сооружения Версальского ансамбля. Так в конце северного рукава Большого канала стоит дворец Большой (или Мраморный) Трианон. Этот интимный дворец был предназначен служить королю убежищем от шумной придворной жизни Большого дворца, от этикета, церемоний и чрезмерной роскоши.
Большой Трианон — дворец элегантный и очень нарядный благодаря обилию мрамора зеленого и розового цвета. Он состоит из двух корпусов (в плане каждый в виде буквы «Г»), симметрично развернутых и соединенных сквозной колоннадой. Центральная часть дворца, представляющая собой глубокую лоджию, или открытую галерею, является главным украшением дворцового ансамбля.
В ансамбле Большого ТрианМраморная колоннада – королевская обеденная площадка в садах.она особенно ощутима связь архитектуры и природы. Вокруг дворца еженощно пересаживались девятьсот тысяч горшков с цветами, ошеломляя россыпью красок и смелостью их сочетаний. Цветы меняли ежедневно, поскольку Людовик не выносил увядших растений.
Малый Трианон — одно из многочисленных любовных гнездышек, построенных королем Людовиком XV для Мадам де Помпадур. Позже Малый Трианон занимала Мария Антуанетта, а еще позднее — сестра Наполеона. Здание выстроено из светлого камня чуть желтоватого оттенка, выложенного рустом; цоколь, террасы, лестницы, балюстрады крыши — светло-серые.
Немалый интерес представляет собой Колоннада - круг колонн и арок из разноцветного мрамора, расположенный в черте садов. Он продолжает тему богов Олимпа. Место являлось любимой «обеденной площадкой» короля на открытом воздухе.
Все счета, связанные со строительством дворца, сохранились до нашего времени. Сумма, учитывающая все расходы, составляет 25.725.836 ливров (1 ливр соответствовал 409 г серебра), что в общем счёте составляло 10.500 тонн серебра или 456 миллионов гульденов по 243 г серебра.
Пересчёт на современную стоимость практически невозможен. Исходя из цены на серебро в 250 евро за кг, построение дворца поглотило 2,6 миллиарда евро. Исходя из покупательной способности тогдашнего гульдена как 80 евро, строительство обошлось в 37 миллиардов евро.
Ставя расходы на построение дворца в соотношение с государственным бюджетом Франции в XVII веке, получается современная сумма в 259,56 миллиардов евро. Эти расходы распределились на 50 лет, в течение которых шло строительство Версальского дворца, завершённого в 1710.
То, что сегодня многим кажется невероятной роскошью и расточительством, было построенно как можно дешевле, из-за чего в последствии не работали многие камины, не закрывались окна, и жить во дворце зимой было крайне неуютно. Аристократия, за исключением близких родственников королевской семьи, должна была жить в узких каморках под крышей. Её принудительное присутствие при дворе было дополнительной мерой предосторожности со стороны Людовика XIV, обеспечивавшего себе, таким образом, полный контроль над деятельностью аристократии. Только при дворе было возможно получить чины или посты, а кто уезжал, терял свои привилегии.
Подобие Версаля пытались создать многие монархи Европы. Но даже знаменитый Петергоф — это лишь его копия, которую приказал построить император Петр I, пораженный красотой и величием королевских покоев бывшего «охотничьего замка». Однако шедевр «короля-солнце» так и остался неподражаемым. Ведь помимо внешнего вида, есть в Версальском замке что-то такое, что заставляло влюбляться в него аристократов, правителей, художников и романтиков и что, несмотря на идеально правильные размеры его зеркал и идеально прочерченные клумбы, давало им повод говорить: «Версаль — это королевство стихийной и даже беспорядочной, но такой очаровательной красоты».


Использованы материалы http://myrt.ru/ и http://www.country.alltravels.com.ua/